Skip to content

Статьи о танце

СТИХИЯ ТАНЦА

С  момента появления Айседоры Дункан и её уникальных выступлений мы вспомнили, что древняя стихия танца жива и по сей день. Можно смотреть на эти танцы как на хореографическую иллюстрацию музыки, но более распространён взгляд на них как на новую форму балета. Но в реальности балет и танец различны в самом основании. Балет направлен на зрителя, а исполнитель сознаёт себя лишь в позе и движении, в очертании тела. В исконном танце ритм движения возникает в самой бессознательной сущности человека, и поток музыки уносит тело как ветер лист.

Но, не совсем верно понимание танца как иллюстрации музыки, между ними более глубокая связь. Музыка является чувственным восприятием числа. Если  порядки чисел и сочетания их составляют мелодию, которую мы воспринимаем чувственно, то лишь потому, что в долгой биологической эволюции наше тело строилось в тех же числовых наборах, которые мы сейчас встречаем в музыке.

В буквальном смысле слова, музыка – это память нашего тела о процессе сотворения. Следовательно, каждый такт музыки соответствует определённому жесту, сохранившемуся в памяти нашего тела. Идеальный танец возникает тогда, когда тело становится музыкальным инструментом и рождает движение, как резонанс музыки. Этот факт подтверждён гипнотическими опытами: при повторении одной и той же мелодии люди, находящиеся под гипнозом, повторяют одни и те же движения. Задача искусства – осуществить то же, но сознательным путём творчества и познания своего тела.

Нет ничего прекраснее человеческого лица, которое гармонично отражает все волны настроений и чувств, поднимающихся из души. В танце всё тело становится лицом. В этом тайна красоты эллинов, где всё тело есть отражение духа. И танец становится таким же священным действом для тела, как молитва для души. Поэтому танец ещё в глубокой древности был высоким искусством. Он на равне с музыкой и поэзией, так как в танце без посредства слова и инструмента человек сам становится песнью и творцом, а его тело звучит как голос.

Танец – всенародное искусство. Пока мы остаёмся зрителями, танец не приобретает своего культурного значения. Мало просто следить за движениями исполнителей, нужно самим окунуться в стихию музыки и движения и стать творцом.